О протестантизме

Сегодня в мире существуют три равнозначные христианские конфессии: католичество, православие и протестантизм. Все три течения принимают Библию как Слово Божье и соглашаются, что покаяние и вера необходимы, чтобы иметь вечную жизнь и избежать ада. Вместе эти три группы составляют самую большую религию в мире — христианство.

Наша церковь принадлежит к протестантскому направлению, по вероучению мы пятидесятники; по форме богослужения — представители харизматического движения.

Возникновение протестантизма

Протестантизм возник в средневековой Европе, после того как в 1517 г. священник римско-католического прихода в городе Виттенберге (Германия) Мартин Лютер (в дальнейшем лидер движения Реформации) открыто выступил против торговли индульгенциями и других отклонений Католической церкви от евангельского христианства. Само слово “Ре-формация” означает "возврат к основам". Это и было главным требованием как Лютера, так и других отцов Реформации: Кальвина, Цвингли и др. Требование вернуться к первоначальной чистоте христианства. К учению, основанному на Слове Божьем и Отцах Церкви. Лютер обосновал истины евангельского учения в знаменитых 95 тезисах, которые он прибил на церковные двери своего прихода. Кстати, слово «protestans» – от которого происходит название конфессии «протестанты» – в переводе с латинского означает «публично доказывающий». 

На базе этих 95 тезисов сформировались основные принципы протестантизма - то, что мы считаем необходимым для христианской жизни и практики. Этих принципов всего 5, вместе они так и называются "Quinque sola" (Пять «только»): 

«Только Писание» — доктрина о том, что Библия является единственным боговдохновенным и аутентичным словом Господа, единственным источником христианских доктрин. «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим.3:16). 

«Только верой» — доктрина о том, что прощение можно получить только по вере, а не за счёт добрых дел. (Мы не обесцениваем добрые дела, они являются неизбежными плодами веры и свидетельством прощения, но никак не основанием или условием спасения души). «А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет» (Гал.3:11). 

«Только Благодатью» — доктрина о том, что спасение приходит только как Божья благодать и незаслуженный нами дар от Бога ради Иисуса Христа. «…мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (Еф.1:7). 

«Только Христос» — доктрина о том, что Христос является единственным посредником между Богом и человеком, и что спасение возможно только через веру в Него. При этом мы отдаём дань уважения Марии, матери Иисуса Христа, а также другим христианским подвижникам, показавшим своей жизнью достойный подражания образец христианской веры. «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5). 

«Только Богу слава» — доктрина о том, что человек должен поклоняться только Богу, как создавшему нас и Отцу всего живого, как искупившему нас от ада и смерти кровью Иисуса Христа и даровавшему нам веру Святым Духом. «Ибо всё из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим.11:36). 

Из Германии протестантизм распространился по всему миру. 

Протестантизм в мире

Сегодня в мире насчитывается примерно 2.2 миллиарда христиан, из них католиков почти 50%, протестантов — 37 %, православных — 12 %. 

В настоящее время протестантизм широко распространён в США, Великобритании, Германии, скандинавских странах и Финляндии, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии. От четверти до половины (по разным оценкам) населения Южной Кореи также являются протестантами. Население около 25 стран регионов Африки, Океании и Карибского бассейна – в большинстве своем составляют протестанты. Среди них такие государства, как Гана, Кения, ЮАР, Папуа, Новая Гвинея, Соломоновы, Маршалловы и Багамские Острова, Ямайка, Барбадос и т.д. В Южной Америке за последние 30 лет протестантами стали около 20% населения Бразилии, почти 25% населения Чили, треть населения Гватемалы. Как показывают исследования, переход в протестантизм сопровождается постепенным изменением менталитета и ростом жизненного уровня в протестантских общинах. В Средней Азии за последние 15 лет численность протестантов достигла 500 тысяч человек. 

Общее число протестантов на начало XXI века достигает по разным подсчетам от 400 млн. до 600 млн. человек. Современные протестантские церкви создали в 1948 году Всемирный совет церквей (ВСЦ), куда наряду с протестантами вошли также представители православных и древневосточных церквей. Кстати сказать, Русская Православная Церковь Московского Патриархата (РПЦ МП) на сегодняшний день является самым крупным членом ВСЦ. В качестве наблюдателя принимает участие в работе Совета Церквей Римско-католическая церковь. Это убедительные доводы в пользу того, что Протестантизм – часть развивающегося и всемирно признанного христианского движения. 

Протестантизм в России

В России протестантизм имеет глубокие корни – первые протестантские общины появились у нас при царе Василии III, который приглашал в страну ремесленников, торговых людей и аптекарей (ещё при жизни Лютера). В дальнейшем московские цари предпочитали приглашать в Россию специалистов протестантов – шведских и немецких купцов, лекарей, ремесленников, их ценили за хорошие моральные и профессиональные качества. Самым благоприятным для российских протестантов было царствование Бориса Годунова. В самом центре Москвы, в Белом городе, на деньги царя была построена церковь, куда специально приглашались проповедники из Германии. 

Количество протестантов в России увеличивалось не только за счёт приезжих специалистов, но и в связи с политическими событиями, например, присоединением Прибалтики и Польши, а в XIX веке — Финляндии. Таким образом, к концу XVII века в стране насчитывалось около 30 тысяч протестантов, через сто лет только в одном Петербурге их было более 20 тысяч. В начале XX века протестанты составляли 4,85 % всего населения России; в северной столице их было намного больше: 12,59 %. 

Надо сказать, что к тому времени (конец XIX – начало XX вв.) на русской почве начало формироваться своё уникальное евангельское христианство, впитавшее лучшие традиции западного протестантизма и отечественного реформизма. Здесь уместно вспомнить такие имена, как Василий Александрович Пашков (1831–1902) – русский дворянин, дома которого и поныне известны в Москве и Петербурге, основатель религиозного движения, известного под названием «Евангельские христиане-пашковцы»; Васи́лий Гу́рьевич Па́влов (1854 – 1924) – российский миссионер и проповедник, один из основателей и первых руководителей Союза баптистов России; Воронаев Иван Ефимович (1885 – неизв.) – основатель пятидесятнического движения в СССР. 

После установления Советской власти протестанты, как и христиане других конфессий, подверглись гонениям со стороны атеистически настроенных властей. 

По официальным данным министерства юстиции России, на 1 января 2003 года в России зарегистрировано около 5 тыс. протестантских церквей; предполагается, что примерно такое же количество незарегистрированных. 

Пятидесятничество

Пятидесятники – последователи одного из течений протестантизма, которые верят в реальность крещения Святым Духом со знамением говорения на иных языках. О крещении Святым Духом говорил Христос. Апостолы и христиане в первые века получали крещение, его может получить каждый верующий и сегодня.

Согласно имеющимся историческим сведениям, первые поместные церкви христиан веры евангельской пятидесятников появились на территории России в начале XX века. Хотя на основании данных «Всемирной христианской истории» описаны случаи существования в середине XIX века ряда общин на Юге России, в Закавказье и в Сибири со всеми характерными признаками учения пятидесятников. В основном это были ссыльные «сектанты» из Центральной России. Это было результатом жесткой государственной политики непрерывного преследования всех «неправославных». Вдохновителем этой антипротестантской политики был Священный Синод во главе с К.Л.Победоносцевым. Несмотря на гонения, накануне Первой Мировой Войны первые миссионеры-пятидесятники А.М.Иванов и Н.И.Смородин образовали общину в Санкт-Петербурге (1913 г.), положив начало движению пятидесятницы на Севере России. Практически одновременно началось движение пятидесятников на Западе России миссионерами П.А. Ильчуком и Т.С. Нагорным . В результате миссионерской деятельности стали возникать общины в Московской, Новгородской и Вятской губерниях. Однако, более распространенным и многочисленным направлением пятидесятников в СССР и России стал Союз христиан евангельской веры, основанный И.Е. Воронаевым. Им был создан в начале Одесский областной, затем Всеукраинский союз ХЕВ, а также предпринимались попытки к созданию ХЕВ в масштабе СССР в 1925 году. Второй Всеукраинский съезд ХЕВ принял постановление о переносе центра движения в Москву. Уже к 1927 году Союз ХЕВ насчитывал свыше 350 общин с более чем 17 тысячами прихожан. В 1928 году отношение Советского Правительства к религиозным объединениям становится резко нетерпимым. Печатный орган ХЕВ журнал «Евангелист», издававшийся трехтысячным тиражом в 1928 году, непрестанно напоминал о необходимости «покорно нести крест терпения, воздержания и унижения». В 1929 году к пятидесятникам было применено новое законодательство о религиозных культах, вступившее в силу в конце 1928 года. Союз ХЕВ был лишен регистрации и его официальная деятельность была запрещена. В 1930 году епископ И.Е.Воронаев совместно с другими служителями Союза был репрессирован и принял мученическую смерть.

В предвоенные годы власти страны ввели режим тоталитарного преследования христиан протестантского направления. Особенно гонениям подвергались христиане веры евангельской. Закрывались молитвенные дома, десятки тысяч людей были арестованы и погибли в тюрьмах и лагерях. Хотя в годы Великой Отечественной войны правительство несколько ослабило жёсткую опеку над религиозной жизнью народа.

В 1944 году баптисты объединились в Союз, получивший название Церковь евангельских христиан-баптистов (ЦЕХБ), во главе Союза встал Всесоюзный Совет ЕХБ (ВСЕХБ).

В 1945 году часть церквей ХЕВ и ХВЕ объединилсь с Церковью ЕХБ. С момента этого объединения христиане веры евангельской получили право собираться на богослужения в молитвенных домах евангельских христиан-баптистов.

В конце 50-х — начале 60-х годов усилилось давление на верующих в СССР, особенно на христиан веры евангельской. В 1961 году Совет по делам религий при Совете министров СССР утвердил инструкцию, по которой не допускались к регистрации религиозные общества и группы верующих, принадлежавшие к «сектам, вероучение и характер которых носило антигосударственный и изуверский характер». К ним отнесли протестантов, в том числе, пятидесятников, истинно православных христиан, адвентистов-реформаторов и др.

Их деятельность была признана антиконституционной и незаконной. Десятки тысяч христиан веры евангельской были репрессированы, приняли мученическую смерть в тюрьмах, лагерях и ссылках.

В результате многолетних и многочисленных обращений верующих в органы власти Совет по делам религий при Совете министров СССР разрешил в 1968 году начать регистрацию общин, не присоединившихся к ЕХБ, на правах автономии.

Cвободу своей деятельности церкви ХВЕ получили после принятия в октябре 1990 года закона СССР «О свободе совести и религиозных объединениях».

До этого, в 1988 году, под руководством епископа Романа Ивановича Биласа был создан организационный комитет, который поставил задачу объединения основных направлений христиан веры евангельской.

В мае 1990 года по инициативе церквей ХВЕ, как входящих в состав ВСЕХБ, так и зарегистриованных автономно, был созван I съезд церквей ХВЕ, который стал ключевым событием в истории христиан веры евангельской, ознаменовав возобновление легальной деятельности церквей ХВЕ. На съезде был принят Устав и наименование — Союз христиан веры евангельской (Союз ХВЕ). Устав Союза ХВЕ отразил продолжение деятельности, которая была приостановлена в 1929 г. Был избран руководящий орган во главе с епископом Романом Ивановичем Биласом.

В марте 1991 года в Москве прошёл I Всесоюзный съезд христиан веры евангельской-пятидесятников. На cъезде был учреждён Объединённый Союз христиан веры евангельской-пятидесятников, собравший воедино общины стран СНГ. Ру- ководителем Объединённого Союза ХВЕ в СССР был избран Р. И. Билас, а руководство Союзом ХВЕ в России было возложено на Владимира Моисеевича Мурзу.

В. М. Мурза возглавлял Союз ХВЕ в России на протяжении двенадцати лет. За это время он способствовал соединению отдельных общин в единое братство, внёс огромный вклад в создание системы духовного образования и подготовки священнослужителей, установил сотрудничество с международным христианским сообществом.

Союз ХВЕ участвовал в разработке проекта Конституции РФ, принятой на референдуме 1993 года, подписании договора об общественном согласии и в работе комитетов по совершенствованию законодательства о свободе совести и религиозных объединений. В это же время Союз ХВЕ проводил большую благотворительную работу, проповедовал Евангелие в отдалённых уголках России, молясь, свидетельствуя и трудясь для духовного возрождения народов России.

В марте 1994 года в Москве был проведён II съезд Объединённого Союза христиан веры евангельской. На этом съезде был создан Объединённый евразийский союз ХВЕ (пятидесятников), который в последующие годы преобразовался в Международную ассамблею христиан веры евангельской (МАХВЕ), в настоящее время объединяющую пятидесятнические союзы 17 стран.

В марте 1998 года в Москве прошёл III съезд Союза христиан веры евангельской, где были утверждены дополнения и изменения, внесённые в Устав Союза ХВЕ в соответствии с требованиями нового федерального закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Союз ХВЕ стал называться Союзом христиан веры еван- гельской-пятидесятников в России.

В 2002 году на пост начальствующего епископа Союза ХВЕ в России был избран Павел Николаевич Окара.

2003 год. Российская Церковь христиан веры евангельской

11 декабря 2003 года Совет Союза ХВЕП в России принял решение о переименовании централизованной религиозной организации Союз христиан веры евангельской-пятидесятников в России в Российскую Церковь христиан веры евангельской (РЦХВЕ).

В декабре 2009 года начальствующим епископом РЦ ХВЕ был избран Эдуард Анатольевич Грабовенко.

В настоящее время в составе Российской Церкви христиан веры евангельской насчитывается более 3 400 общин с числом прихожан более 350 тысяч человек, действуют три теологических института, десятки библейских центров подготовки служителей. Учреждены и действуют 60 централизованных религиозных объединений Российской Церкви христиан веры евангельской.

В марте 2011 года Российская Церковь ХВЕ отметила 20-летний юбилей возобновления своей деятельности.

В октябре 2013 года Совет РЦХВЕ переизбрал Э. А. Грабовенко на пост начальствующего епископа на новый срок.